Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Най­ди­те все зна­че­ния a, при каж­дом из ко­то­рых си­сте­ма урав­не­ний

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x в квад­ра­те минус 2x плюс y в квад­ра­те минус 4y=2|x плюс 2y минус 5|,2x минус y=a конец си­сте­мы .

имеет более двух ре­ше­ний.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Изоб­ра­зим на ко­ор­ди­нат­ной плос­ко­сти мно­же­ство точек, ко­ор­ди­на­ты ко­то­рых удо­вле­тво­ря­ют пер­во­му урав­не­нию си­сте­мы.

Рас­смот­рим два слу­чая:

1)  Если x + 2y − 5 ≥ 0, то по­лу­ча­ем урав­не­ние

x в квад­ра­те минус 2x плюс y в квад­ра­те минус 4y=2x плюс 4y минус 10;

x в квад­ра­те минус 4x плюс y в квад­ра­те минус 8y плюс 10 = 0;

 левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка y минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =10.

По­лу­чен­ное урав­не­ние задаёт окруж­ность с цен­тром в точке O1(2; 4) и ра­ди­у­сом  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та .

2)  Если x + 2y − 5 ≤ 0, то по­лу­ча­ем урав­не­ние

x в квад­ра­те минус 2x плюс y в квад­ра­те минус 4y=10 минус 2x минус 4y рав­но­силь­но x в квад­ра­те плюс y в квад­ра­те =10.

По­лу­чен­ное урав­не­ние задаёт окруж­ность с цен­тром в точке O2(0; 0) и ра­ди­у­сом  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та .

По­лу­чен­ные окруж­но­сти пе­ре­се­ка­ют­ся в двух точ­ках A(−1; 3) и B(3; 1), ле­жа­щих на пря­мой x + 2y − 5  =  0, по­это­му в пер­вом слу­чае по­лу­ча­ем дугу ω1 с кон­ца­ми в точ­ках A и B, во вто­ром  — дугу ω2 с кон­ца­ми в тех же точ­ках (см. рис.).

За­ме­тим, что точка C левая круг­лая скоб­ка 2 ко­рень из 2 ; минус ко­рень из 2 пра­вая круг­лая скоб­ка лежит на дуге ω2 и пря­мая O2C пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой O1O2.

Рас­смот­рим вто­рое урав­не­ние си­сте­мы. Оно задаёт пря­мую m, па­рал­лель­ную пря­мой O1O2 или сов­па­да­ю­щую с ней.

При a = −5 пря­мая m пе­ре­се­ка­ет каж­дую из дуг ω1 и ω2 в точке A и ещё в одной точке, от­лич­ной от точки A, то есть ис­ход­ная си­сте­ма имеет три ре­ше­ния.

Ана­ло­гич­но, при a = 5 пря­мая m про­хо­дит через точку B и ис­ход­ная си­сте­ма имеет три ре­ше­ния.

При a = минус 5 ко­рень из 2 пря­мая m про­хо­дит через точку C, зна­чит, пря­мая m ка­са­ет­ся дуг ω2 и ω1, то есть ис­ход­ная си­сте­ма имеет два ре­ше­ния.

Ана­ло­гич­но, при a=5 ко­рень из 2 пря­мая m ка­са­ет­ся дуг ω2 и ω1, то есть ис­ход­ная си­сте­ма имеет два ре­ше­ния.

При  минус 5 ко­рень из 2 мень­ше a мень­ше минус 5 или 5 мень­ше a мень­ше 5 ко­рень из 2 пря­мая m пе­ре­се­ка­ет каж­дую из дуг ω1 и ω2 в двух точ­ках, от­лич­ных от точек A и B, то есть ис­ход­ная си­сте­ма имеет че­ты­ре ре­ше­ния.

При −5 < a < 5 пря­мая m пе­ре­се­ка­ет каж­дую из дуг ω1 и ω2 в точке, от­лич­ной от точек A и B, то есть ис­ход­ная си­сте­ма имеет два ре­ше­ния.

При a мень­ше минус 5 ко­рень из 2 или a боль­ше 5 ко­рень из 2 пря­мая m не пе­ре­се­ка­ет дуги ω1 и ω2, то есть ис­ход­ная си­сте­ма не имеет ре­ше­ний.

Зна­чит, ис­ход­ная си­сте­ма имеет более двух ре­ше­ний при  минус 5 ко­рень из 2 мень­ше a\leqslant минус 5 или 5 мень­ше или равно a мень­ше 5 ко­рень из 2 .

 

Ответ:  минус 5 ко­рень из 2 мень­ше a\leqslant минус 5;5 мень­ше или равно a мень­ше 5 ко­рень из 2 .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен пра­виль­ный ответ.4
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­че­но мно­же­ство зна­че­ний a, от­ли­ча­ю­ще­е­ся от ис­ко­мо­го толь­ко ис­клю­че­ни­ем точек a = −5 и/или a = 5.3
При всех зна­че­ни­ях a верно най­де­но ко­ли­че­ство ре­ше­ний си­сте­мы в одном из двух слу­ча­ев, воз­ни­ка­ю­щих при рас­кры­тии мо­ду­ля.2
За­да­ча верно све­де­на к ис­сле­до­ва­нию вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния дуг окруж­но­стей и пря­мых (ана­ли­ти­че­ски или гра­фи­че­ски)

ИЛИ

по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки, но при этом верно вы­пол­не­ны все шаги ре­ше­ния.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 509952: 510111 Все

Источники:
Классификатор алгебры: Урав­не­ние окруж­но­сти
Методы алгебры: Ис­поль­зо­ва­ние сим­мет­рий, оце­нок, мо­но­тон­но­сти, Ис­поль­зо­ва­ние сим­мет­рий, оце­нок, мо­но­тон­но­сти