Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 517529
i

Дана тра­пе­ция ABCD с ос­но­ва­ни­я­ми AD и ВС, при­чем AD = 2BC, и точка M внут­ри тра­пе­ции, такая, что \angle ABM=\angle DCM=90 гра­ду­сов.

а)  До­ка­жи­те, что АM  =  DM.

б)  Най­ди­те угол BAD, если угол CDA равен 50°, а вы­со­та, про­ведённая из точки M к АD, равна BC.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Про­длим бо­ко­вые сто­ро­ны тра­пе­ции. BC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AD, по­это­му BC  — сред­няя линия тре­уголь­ни­ка AQD, тогда QC=CD,QB=BA. Углы MCD и MBA пря­мые, из чего сле­ду­ет, что MC и MB  — ме­ди­а­ны и вы­со­ты, тогда тре­уголь­ни­ки QMD и QMA рав­но­бед­рен­ные, то есть QM=MD,QM=MA, а зна­чит, MD=MA, что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  Опу­стим вы­со­ту MN в рав­но­бед­рен­ном тре­уголь­ни­ке AMD. По усло­вию за­да­чи MN=BC. MN  — ме­ди­а­на, от­ку­да AN=ND. BC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AD=AN=ND, тогда BC=AN=ND. MN  — ме­ди­а­на, MN= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AD, по­это­му угол  AMD=90 гра­ду­сов. Тре­уголь­ник MND пря­мо­уголь­ный и рав­но­бед­рен­ный, тогда \angle NDM = \angle MAN=45 гра­ду­сов. За­ме­тим те­перь, что \angle CDM=\angle CDA минус \angle MDA=50 гра­ду­сов минус 45 гра­ду­сов=5 гра­ду­сов, тогда \angle MQD=5 гра­ду­сов. Имеем:

\angle QAM плюс \angle MAD плюс \angle ADC плюс \angle DQM плюс \angle MQA=180 гра­ду­сов,

от­ку­да \angle QAM= дробь: чис­ли­тель: 180 гра­ду­сов минус 100 гра­ду­сов, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =40 гра­ду­сов. Тогда \angle BAD=\angle QAM плюс \angle MAN=85 гра­ду­сов.

 

Ответ: б) 85 гра­ду­сов.

 

При­ме­ча­ние.

Точка М не яв­ля­ет­ся точ­кой пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей тра­пе­ции. Точки А, М и С не лежат на одной пря­мой. Точки В, М и D не лежат на одной пря­мой.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: За­да­ния 16 (С4) ЕГЭ 2017
Методы геометрии: Свой­ства ме­ди­ан
Классификатор планиметрии: Мно­го­уголь­ни­ки и их свой­ства