Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 551762
i

В ос­но­ва­нии пря­мой приз­мы АВСDA1В1С1D1 лежит рав­но­бед­рен­ная тра­пе­ция АВСD c ос­но­ва­ни­я­ми AD и ВС. Из­вест­но, что AD : BC  =  2 : 1 и АВ  =  ВС.

а)  До­ка­жи­те, что пря­мые DB1 и A1B1 пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

б)  Най­ди­те угол между пря­мы­ми CD1 и DB1, если бо­ко­вая грань AA1D1D  — квад­рат.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  В тра­пе­ции ABCD про­ве­дем вы­со­ту BH. Тогда AH= дробь: чис­ли­тель: AD минус BC, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: BC, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Сле­до­ва­тель­но, угол ABH равен 30°, углы ADC и BAH равны 60°, а угол BCD равен 120°. От­рез­ки BC, AB и CD равны, сле­до­ва­тель­но, тре­уголь­ник BCD рав­но­бед­рен­ный. Углы CBD и CDB равны  дробь: чис­ли­тель: 180 гра­ду­сов минус \angleBCD, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =30 гра­ду­сов.

Таким об­ра­зом, угол BDA равен 30°, тогда угол DBA равен 90°, а зна­чит, от­рез­ки AB и BD пер­пен­ди­ку­ляр­ны как ка­те­ты пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка ABD. По тео­ре­ме о трех пер­пен­ди­ку­ля­рах от­рез­ки B1D и AB пер­пен­ди­ку­ляр­ны и, сле­до­ва­тель­но, B1D пер­пен­ди­ку­ляр­но A1B1.

б)  Пусть AB  =  BC  =  CD  =  a, а AD  =  AA1  =  2a. Через точку D про­ве­дем пря­мую, па­рал­лель­ную CD1. Пусть она пе­ре­се­ка­ет пря­мую CC1 в точке C2. Тогда ис­ко­мый угол равен углу между пря­мы­ми DB1 и DC2. Най­дем его из тре­уголь­ни­ка DB1C2. Пусть CC2  =  CC1  =  AA1  =  2a. Най­дем B1C2 по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке  B1C2C1:

B_1C_2= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: B_1C_1 в квад­ра­те плюс C_1C_2 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 4a пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 17 конец ар­гу­мен­та .

Пря­мые DC2 и CD1 равны, тогда най­дем пря­мую CD1 по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра из тре­уголь­ни­ка CD1D:

DC_2=CD_1= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: CD в квад­ра­те плюс DD_1 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2a пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =a ко­рень из 5 .

Рас­смот­рим пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник ABD:

BD=AD умно­жить на синус \angleBAD=AD умно­жить на синус 60 гра­ду­сов=a ко­рень из 3 .

Най­дем B1D по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке B1DB:

B_1D= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: BD в квад­ра­те плюс BB_1 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка a ко­рень из 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2a пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =a ко­рень из 7 .

При­ме­ним тео­ре­му ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка B1DC2:

B_1C_2 в квад­ра­те =B_1D в квад­ра­те плюс DC_2 в квад­ра­те минус 2B_1D умно­жить на DC_2 в квад­ра­те умно­жить на ко­си­нус \angleB_1DC_2 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но 17a в квад­ра­те =7a в квад­ра­те плюс 5a в квад­ра­те минус 2a в квад­ра­те ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 35 конец ар­гу­мен­та ко­си­нус \angleB_1DC_2 рав­но­силь­но ко­си­нус \angleB_1DC_2= минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 35 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 14 конец дроби .

Ответ: б)  арк­ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 35 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 14 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 326. (часть C)
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов
Классификатор стереометрии: Де­ле­ние от­рез­ка, Пер­пен­ди­ку­ляр­ность пря­мых, Пря­мая приз­ма, Угол между пря­мы­ми