Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 628026
i

Дана тре­уголь­ная пи­ра­ми­да SABC. Ос­но­ва­ние вы­со­ты SO этой пи­ра­ми­ды яв­ля­ет­ся се­ре­ди­ной от­рез­ка CH  — вы­со­ты тре­уголь­ни­ка  ABC.

а)  До­ка­жи­те, что AC в квад­ра­те минус BC в квад­ра­те =AS в квад­ра­те минус BS в квад­ра­те .

б)  Най­ди­те объём пи­ра­ми­ды SABC, если AB=25, AC=10, BC=5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 13 конец ар­гу­мен­та , SC=3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что по тео­ре­ме о трёх пер­пен­ди­ку­ля­рах от­ре­зок SH пер­пен­ди­ку­ля­рен ребру AB. По тео­ре­ме Пи­фа­го­ра AS в квад­ра­те =SH в квад­ра­те плюс AH в квад­ра­те и BS в квад­ра­те =SH в квад­ра­те плюс BH в квад­ра­те , тогда AS в квад­ра­те минус BS в квад­ра­те =AH в квад­ра­те минус BH в квад­ра­те . Также по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра AC в квад­ра­те =AH в квад­ра­те плюс CH в квад­ра­те и BC в квад­ра­те =BH в квад­ра­те плюс CH в квад­ра­те , сле­до­ва­тель­но, AC в квад­ра­те минус BC в квад­ра­те =AH в квад­ра­те минус BH в квад­ра­те . Таким об­ра­зом, по­лу­чим AS в квад­ра­те минус BS в квад­ра­те =AC в квад­ра­те минус BC в квад­ра­те . Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  Пусть AH=x, тогда 10 в квад­ра­те минус x в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 13 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 25 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , 100 минус x в квад­ра­те =325 минус 625 плюс 50x минус x в квад­ра­те , от­ку­да x=8.

По тео­ре­ме Пи­фа­го­ра CH в квад­ра­те =100 минус 64=36, от­ку­да CH=6 и CO=3. Сле­до­ва­тель­но, SO в квад­ра­те =CS в квад­ра­те минус CO в квад­ра­те =9 умно­жить на 10 минус 9=81, по­лу­чим SO=9.

Таким об­ра­зом,

V_SABC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на SO умно­жить на S_ABC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на 9 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 25 умно­жить на 6 =225.

Ответ: 225.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Методы геометрии: Тео­ре­ма о трёх пер­пен­ди­ку­ля­рах
Классификатор стереометрии: Объем тела, Тре­уголь­ная пи­ра­ми­да