Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Грани ABD и ACD тет­ра­эд­ра ABCD яв­ля­ют­ся пра­виль­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми со сто­ро­ной 10 и пер­пен­ди­ку­ляр­ны друг другу. На рёбрах AB, AD и CD от­ме­че­ны точки K, L и M со­от­вет­ствен­но, причём BK  =  2, AL  =  4, MD  =  3.

а)  До­ка­жи­те, что плос­кость KLM пер­пен­ди­ку­ляр­на ребру CD.

б)  Най­ди­те длину от­рез­ка пе­ре­се­че­ния грани ABC и плос­ко­сти KLM.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что AK  =  8 и AL  =  4. По тео­ре­ме ко­си­ну­сов

KL в квад­ра­те = 8 в квад­ра­те плюс 4 в квад­ра­те минус 2 умно­жить на 8 умно­жить на 4 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 64 плюс 16 минус 32 = 48,

тогда AK в квад­ра­те = AL в квад­ра­те плюс KL в квад­ра­те , от­ку­да \angle ALK = 90 гра­ду­сов по тео­ре­ме, об­рат­ной тео­ре­ме Пи­фа­го­ра. Тогда, учи­ты­вая, что плос­ко­сти ACD и ABD пер­пен­ди­ку­ляр­ны, по­лу­ча­ем, что про­ек­ция пря­мой CD на плос­кость ABD  — это пря­мая AD, а зна­чит, по тео­ре­ме о трех пер­пен­ди­ку­ля­рах от­ре­зок KL пер­пен­ди­ку­ля­рен ребру CD.

По тео­ре­ме ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка LMD на­хо­дим, что:

LM в квад­ра­те = 6 в квад­ра­те плюс 3 в квад­ра­те минус 2 умно­жить на 6 умно­жить на 3 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 27,

зна­чит,

LM в квад­ра­те плюс MD в квад­ра­те = 27 плюс 9 = 36 = LD в квад­ра­те ,

от­ку­да \angle LMD = 90 гра­ду­сов. Тогда по при­зна­ку пер­пен­ди­ку­ляр­но­сти пря­мой и плос­ко­сти плос­кость KLM пер­пен­ди­ку­ляр­на ребру CD, по­сколь­ку от­ре­зок KL пер­пен­ди­ку­ля­рен ребру CD и от­ре­зок LM пер­пен­ди­ку­ля­рен ребру CD.

б)  Пусть пря­мые LK и BD пе­ре­се­ка­ют­ся в точке S. Тогда по тео­ре­ме Ме­не­лая по­лу­ча­ем, что

 дробь: чис­ли­тель: AL, зна­ме­на­тель: LD конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: DS, зна­ме­на­тель: SB конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BK, зна­ме­на­тель: KA конец дроби = 1,

то есть  дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: DS, зна­ме­на­тель: SB конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби = 1, а по­то­му  дробь: чис­ли­тель: DS, зна­ме­на­тель: SB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 1 конец дроби . Пусть те­перь от­ре­зок MS пе­ре­се­ка­ет ребро BC в точке P. По тео­ре­ме Ме­не­лая для тре­уголь­ни­ка BCD на­хо­дим:

 дробь: чис­ли­тель: DS, зна­ме­на­тель: SB конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BP, зна­ме­на­тель: PC конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: CM, зна­ме­на­тель: MD конец дроби = 1,

сле­до­ва­тель­но, 6 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BP, зна­ме­на­тель: PC конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = 1, от­ку­да  дробь: чис­ли­тель: BP, зна­ме­на­тель: PC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 14 конец дроби .

Пусть се­ре­ди­на ребра AD  — точка H. Тогда

BC в квад­ра­те =CH в квад­ра­те плюс BH в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =150.

По­лу­ча­ем:

BP = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 15 конец дроби умно­жить на BC = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 150 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 15 конец дроби .

Най­дем ко­си­нус угла ABC:

 ко­си­нус \angle ABC=\dfracAB в квад­ра­те плюс BC в квад­ра­те минус AC в квад­ра­те 2AB умно­жить на BC=\dfrac15020 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 150 конец ар­гу­мен­та =\dfrac ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 150 конец ар­гу­мен­та 20.

По тео­ре­ме ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка BPK по­лу­ча­ем:

KP в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 150 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 15 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 2 в квад­ра­те минус 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 150 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 15 конец дроби умно­жить на 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 150 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 20 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс 4 минус 2 = дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ,

от­ку­да KP = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 24 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

За­ме­тим, что по по­стро­е­нию точка P лежит на плос­ко­сти KLM.

 

Ответ: б)  дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

 

При­ве­дем ре­ше­ние пунк­та б) Анны Бу­ки­ной.

Пусть H  — се­ре­ди­на ребра AD, тогда BH=CH= дробь: чис­ли­тель: AB ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та . Пря­мая CH пер­пен­ди­ку­ляр­на AD и пря­мая BH пер­пен­ди­ку­ляр­на AD, сле­до­ва­тель­но, угол BCH  — это угол между плос­ко­стя­ми ABD и ACD, угол BHC равен 90 гра­ду­сов. Из пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка BHC по­лу­чим BC=BH ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та =5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та .

Пусть пря­мые LK и BD пе­ре­се­ка­ют­ся в точке S. Пусть те­перь от­ре­зок MS пе­ре­се­ка­ет ребро BC в точке P. По до­ка­зан­но­му в пунк­те а) пря­мая CD пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти KLM, сле­до­ва­тель­но, CD пер­пен­ди­ку­ляр­на MP. В рав­но­бед­рен­ном тре­уголь­ни­ке BDC  ко­си­нус C= дробь: чис­ли­тель: дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби BC, зна­ме­на­тель: DC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке PMC  ко­си­нус C= дробь: чис­ли­тель: MC, зна­ме­на­тель: PC конец дроби , тогда

 дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: PC конец дроби рав­но­силь­но PC= дробь: чис­ли­тель: 28, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 14 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Сле­до­ва­тель­но, BP=BC минус PC= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

За­ме­тим, что тре­уголь­ни­ки ABC и DBC равны по трем сто­ро­нам, при этом они рав­но­бед­рен­ные, сле­до­ва­тель­но, \angle ABC= \angle DBC= \angle BCD.

Из тре­уголь­ни­ка BPK по тео­ре­ме ко­си­ну­сов по­лу­чим

KP в квад­ра­те =BK в квад­ра­те плюс BP в квад­ра­те минус 2 умно­жить на BK умно­жить на BP умно­жить на ко­си­нус \angle KBP=2 в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 2 умно­жить на 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , от­ку­да KP= дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 643201: 643694 Все

Источники:
Методы геометрии: Тео­ре­ма о трёх пер­пен­ди­ку­ля­рах, Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Тео­ре­ма Ме­не­лая, Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра
Классификатор стереометрии: Пер­пен­ди­ку­ляр­ность плос­ко­стей, Тет­ра­эдр