Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 637456
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра b, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние

 x в сте­пе­ни 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: b в квад­ра­те минус b минус 1 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка \times левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та =21

имеет един­ствен­ное ре­ше­ние.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Урав­не­ние имеет смысл при

 си­сте­ма вы­ра­же­ний b в квад­ра­те минус b минус 1 \geqslant0 , левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний со­во­куп­ность вы­ра­же­ний b мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5, зна­ме­на­тель: конец ар­гу­мен­та конец дроби 2 ,b боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5, зна­ме­на­тель: конец ар­гу­мен­та конец дроби 2, конец си­сте­мы . минус 27 мень­ше или равно b мень­ше или равно 8 конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний минус 27 мень­ше или равно b мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5, зна­ме­на­тель: конец ар­гу­мен­та конец дроби 2 , дробь: чис­ли­тель: 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5, зна­ме­на­тель: конец ар­гу­мен­та конец дроби 2 мень­ше или равно b мень­ше или равно 8 . конец со­во­куп­но­сти . левая круг­лая скоб­ка * пра­вая круг­лая скоб­ка

При таких зна­че­ни­ях b в силу тож­де­ства  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = |a| по­лу­ча­ем:

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =|8 минус b|=8 минус b,

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =|27 плюс b|=27 плюс b,

и ис­ход­ное урав­не­ние рав­но­силь­но урав­не­нию

x в сте­пе­ни 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: b в квад­ра­те минус b минус 1 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 8 минус b плюс 27 плюс b минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та =21 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но x в сте­пе­ни 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: b в квад­ра­те минус b минус 1 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 14= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та .

За­ме­тим, что если число x_0 яв­ля­ет­ся кор­нем по­лу­чен­но­го, а вме­сте с ним и ис­ход­но­го урав­не­ния, то и число  минус x_0 яв­ля­ет­ся кор­нем этого урав­не­ния. Сле­до­ва­тель­но, чтобы урав­не­ние имело един­ствен­ный ко­рень, этим кор­нем долж­но быть число  0, и дру­гих кор­ней урав­не­ние иметь не долж­но. Найдём, при каких зна­че­ни­ях b число  0 яв­ля­ет­ся кор­нем, под­ста­вив в урав­не­ние x=0:

14= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но 196= минус b в квад­ра­те минус 19b плюс 216 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но b в квад­ра­те плюс 19b минус 20=0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний b= минус 20,b=1 конец со­во­куп­но­сти . \underset левая круг­лая скоб­ка * пра­вая круг­лая скоб­ка \mathop рав­но­силь­но b= минус 20.

Про­ве­рим, что при b= минус 20 урав­не­ние не имеет дру­гих кор­ней:

 x в сте­пе­ни 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка минус 20 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка минус 20 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 1 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 14= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус левая круг­лая скоб­ка минус 20 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 27 минус 20 пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но x в сте­пе­ни 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 419 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 14= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 196 конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но x в сте­пе­ни 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 419 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но x в сте­пе­ни 4 =0 рав­но­силь­но x=0.

Зна­чит, при b= минус 20 урав­не­ние, дей­стви­тель­но, имеет един­ствен­ный ко­рень.

 

Ответ: −20.

 

При­ме­ча­ние.

При­ве­дем дру­гое ре­ше­ние, ос­но­ван­ное на той же идее. За­ме­тим сразу же, что если число x_0 яв­ля­ет­ся кор­нем по­лу­чен­но­го, а вме­сте с ним и ис­ход­но­го урав­не­ния, то и число  минус x_0 яв­ля­ет­ся кор­нем этого урав­не­ния. Сле­до­ва­тель­но, чтобы урав­не­ние имело един­ствен­ный ко­рень, этим кор­нем долж­но быть число 0 и дру­гих кор­ней урав­не­ние иметь не долж­но. Под­став­ляя x=0 в урав­не­ние

 x в сте­пе­ни 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: b в квад­ра­те минус b минус 1 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка \times левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та =21,

по­лу­ча­ем:

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та =21 рав­но­силь­но рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний минус 27 мень­ше или равно b мень­ше или равно 8,|8 минус b| плюс |27 плюс b| плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та = 21 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний минус 27 мень­ше или равно b мень­ше или равно 8,8 минус b плюс 27 плюс b плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та = 21 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний минус 27 мень­ше или равно b мень­ше или равно 8, ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 27 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та = 14 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний минус 27 мень­ше или равно b мень­ше или равно 8,b в квад­ра­те плюс 19b минус 20=0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний b = минус 20,b = 1. конец со­во­куп­но­сти .

Таким об­ра­зом, урав­не­ние может иметь ко­рень 0 толь­ко при най­ден­ных зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра. Оста­лось про­ве­рить, дей­стви­тель­но ли, для этих зна­че­ний число 0 яв­ля­ет­ся кор­нем и един­ствен­ным ли. Для b = 1 в ис­ход­ном урав­не­нии не опре­де­ле­но вы­ра­же­ние  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: b в квад­ра­те минус b минус 1 конец ар­гу­мен­та , зна­чит, это зна­че­ние b не под­хо­дит. При b= минус 20 по­лу­ча­ем:

 x в сте­пе­ни 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка минус 20 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка минус 20 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 1 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 14= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 8 минус левая круг­лая скоб­ка минус 20 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 27 минус 20 пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но x в сте­пе­ни 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 419 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 14= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 196 конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но x в сте­пе­ни 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 419 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но x в сте­пе­ни 4 =0 рав­но­силь­но x=0.

Зна­чит, при b= минус 20 урав­не­ние, дей­стви­тель­но, имеет един­ствен­ный ко­рень.

 

Ответ: −20.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ4
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­че­ны вер­ные зна­че­ния па­ра­мет­ра, но до­пу­щен не­до­чет3
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки, при этом верно вы­пол­не­ны все шаги ре­ше­ния,

ИЛИ

в ре­ше­нии верно най­де­ны все гра­нич­ные точки мно­же­ства зна­че­ний па­ра­мет­ра, но не­вер­но опре­де­ле­ны про­ме­жут­ки зна­че­ний

2
В слу­чае ана­ли­ти­че­ско­го ре­ше­ния: за­да­ча верно све­де­на к на­бо­ру ре­шен­ных урав­не­ний и не­ра­венств с уче­том тре­бу­е­мых огра­ни­че­ний,

ИЛИ

в слу­чае гра­фи­че­ско­го ре­ше­ния: за­да­ча верно све­де­на к ис­сле­до­ва­нию вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния линий (изоб­ра­же­ны не­об­хо­ди­мые фи­гу­ры, учте­ны огра­ни­че­ния, ука­за­на связь ис­ход­ной за­да­чи с по­стро­ен­ны­ми фи­гу­ра­ми)

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 416
Классификатор алгебры: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром