Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 647811
i

При про­ве­де­нии школь­ной ма­те­ма­ти­че­ской олим­пи­а­ды ито­го­вая сумма бал­лов со­став­ля­ет­ся из двух бал­лов за уча­стие, 13 бал­лов за каж­дую взя­тую и ре­шен­ную за­да­чу и −8 бал­лов за каж­дую взя­тую и не­ре­шен­ную за­да­чу. Каж­дую за­да­чу участ­ник вы­би­ра­ет себе са­мо­сто­я­тель­но в за­пе­ча­тан­ном кон­вер­те. Число задач, пред­ла­га­е­мых для ре­ше­ния, не­огра­ни­чен­но.

а)  У од­но­го из участ­ни­ков, ре­шив­ше­го p задач и не ре­шив­ше­го q задач, ито­го­вая сумма ока­за­лась рав­ной u бал­лов. Най­ди­те ито­го­вую сумму участ­ни­ка, ре­шив­ше­го 2p задач и не ре­шив­ше­го 2q задач.

б)  Из­вест­но, что ито­го­вая сумма у двух участ­ни­ков ока­за­лась оди­на­ко­вой. Может ли раз­ность между чис­лом всех задач, взя­тых для ре­ше­ния одним участ­ни­ком, и чис­лом задач, взя­тых для ре­ше­ния дру­гим участ­ни­ком, де­лить­ся на 21?

в)  Какое ми­ни­маль­ное число задач надо взять, чтобы ито­го­вая сумма ока­за­лась рав­ной нулю?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Участ­ник по­лу­чил 13p бал­лов за ре­шен­ные за­да­чи и −8q за не­ре­шен­ные, итого u = 2 плюс 13p минус 8q, от­ку­да

2 плюс 13 умно­жить на 2 p плюс левая круг­лая скоб­ка минус 8 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 2 q = 2 плюс 2 левая круг­лая скоб­ка 13 p минус 8 q минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = 2 плюс 2 левая круг­лая скоб­ка u минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = 2 u минус 2.

б)  Да. Пусть пер­вый участ­ник решил 9 задач и не решил 13, тогда он по­лу­чил 2 плюс 9 умно­жить на 13 плюс левая круг­лая скоб­ка минус 8 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 13 = 15 бал­лов, как и участ­ник, ко­то­рый взял одну за­да­чу и решил ее. При этом  левая круг­лая скоб­ка 9 плюс 13 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 1 = 21, что де­лит­ся на 21.

в)  Пусть участ­ник решил p задач и не решил q задач, тогда по усло­вию 2 плюс 13 p плюс левая круг­лая скоб­ка минус 8 q пра­вая круг­лая скоб­ка = 0, от­ку­да 2 плюс 13p = 8q. Зна­чит, 2  +  13p крат­но 8, а по­то­му число p  — чет­ное. Чем боль­ше p, тем боль­ше q, по­это­му для наи­мень­ше­го числа задач сле­ду­ет вы­би­рать наи­мень­шее воз­мож­ное p.

При p  =  0 по­лу­ча­ем: 8q  =  2.

При p  =  2 по­лу­ча­ем: 8q  =  28.

При p  =  4 по­лу­ча­ем: 8q  =  54.

При p  =  6 по­лу­ча­ем: 8q  =  80. В этом слу­чае впер­вые уда­ет­ся по­до­брать целое число q  =  10. Сле­до­ва­тель­но, участ­ник решил 6 задач и не решил 10, а всего их было 16.

 

Ответ: а)  2u – 2; б)  да; в)  16.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а), б) и в).4
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).3
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а) и б)

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в)

2
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 441
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки