Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 667681
i

К двум окруж­но­стям ра­ди­у­сов 2 и 1 про­ве­де­ны внеш­ние ка­са­тель­ные AB и CD, при­чем точки A и C лежат на мень­шей окруж­но­сти, а точки B и D  — на боль­шей. Пря­мая AD пе­ре­се­ка­ет мень­шую окруж­ность в точке N, а боль­шую  — в точке M.

а)  До­ка­жи­те, что AN  =  DM.

б)  Най­ди­те пло­щадь тре­уголь­ни­ка ABD, если до­пол­ни­тель­но из­вест­но, что точки M и N делят от­ре­зок AD на три рав­ные части.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть точка P  — точка пе­ре­се­че­ния пря­мых BA и OC. Точки O1 и O2  — цен­тры окруж­но­стей. По свой­ству ка­са­тель­ных PB  =  PD и PA  =  PC, сле­до­ва­тель­но, AB  =  CD. По тео­ре­ме о квад­ра­те ка­са­тель­ной AB в квад­ра­те = AD умно­жить на AM,  DC в квад­ра­те = DN умно­жить на DA, от­сю­да AM  =  DN, сле­до­ва­тель­но,  AD минус MD = AD минус AN, от­сю­да AN  =  DM.

б)  Пря­мые O1A и O2B па­рал­лель­ны и O2B  =  2O1A, сле­до­ва­тель­но, от­ре­зок O1A  — сред­няя линия тре­уголь­ни­ка PBO2, от­ку­да PA  =  AB. Пусть AN  =  MN  =  MD  =  x, тогда AB в квад­ра­те = AM умно­жить на AD = 6x в квад­ра­те , от­ку­да AB = x ко­рень из 6 . Тогда PA = x ко­рень из 6 . По тео­ре­ме ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка PAD по­лу­чим:

 ко­си­нус \angle APD = дробь: чис­ли­тель: 6x в квад­ра­те плюс 24x в квад­ра­те минус 9x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на x ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та умно­жить на x умно­жить на 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 24 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби .

Пусть  ко­си­нус \angle APO_1 = t. Имеем: 2t в квад­ра­те минус 1 = дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби , от­ку­да t = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , тогда

 тан­генс \angle APO_1 = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 16, зна­ме­на­тель: 15 конец дроби минус 1 конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та конец дроби ,

от­сю­да PA = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та = AB. Най­дем ко­си­нус угла BAD:

 ко­си­нус \angle BAD = минус ко­си­нус \angle PAD = минус дробь: чис­ли­тель: 9x в квад­ра­те плюс 6x в квад­ра­те минус 24x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на 3x умно­жить на x ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 9x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 6x в квад­ра­те ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Тогда синус угла BAD равен  синус \angle BAD = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та конец дроби . Най­дем пло­щадь тре­уголь­ни­ка ABD:

 S_ABD = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на AB умно­жить на AD умно­жить на синус \angle BAD = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 15 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 8 конец дроби .

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: 15 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 8 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 470
Методы геометрии: Свой­ства ка­са­тель­ных, се­ку­щих, Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Три­го­но­мет­рия в гео­мет­рии
Классификатор планиметрии: Окруж­но­сти и си­сте­мы окруж­но­стей