Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

На ка­те­тах AC и BC пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка ABC как на диа­мет­рах по­стро­е­ны окруж­но­сти, вто­рой раз пе­ре­се­ка­ю­щи­е­ся в точке M. Точка Q лежит на мень­шей дуге MB окруж­но­сти с диа­мет­ром BC. Пря­мая CQ вто­рой раз пе­ре­се­ка­ет окруж­ность с диа­мет­ром AC в точке P.

а)  До­ка­жи­те, что пря­мые PM и QM пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

б)  Най­ди­те PQ, если AM  =  1, BM  =  3, а Q  — се­ре­ди­на дуги MB.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  По­сколь­ку \angle AMC=\angle BMC=90 гра­ду­сов, точки M, A и B лежат на одной пря­мой, зна­чит, от­ре­зок CM  — вы­со­та тре­уголь­ни­ка ABC (см. рис.).

Четырёхуголь­ни­ки AMPC и BQMC впи­са­ны в окруж­но­сти, по­это­му

\angle QPM=180 гра­ду­сов минус \angle CPM=\angle MAC=90 гра­ду­сов минус \angle MBC=

=90 гра­ду­сов минус \angle MQC=90 гра­ду­сов минус \angle MQP,

от­ку­да \angle PMQ=90 гра­ду­сов.

б)  Из пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка ABC по­лу­ча­ем: CM= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AM умно­жить на BM конец ар­гу­мен­та = ко­рень из 3 ,

от­ку­да \angle BAC = \angle BCM=60 гра­ду­сов, \angle ABC= \angle ACM=30 гра­ду­сов.

Точка Q  — се­ре­ди­на дуги MB, по­это­му CQ  — бис­сек­три­са угла BCM.

Зна­чит,

\angle ACM = \angle MCQ= \angle QCB=30 гра­ду­сов;

\angle CAP= \angle CAM минус \angle PAM= \angle BAC минус \angle MCP=30 гра­ду­сов=\angle ACM;

\angle QBC= \angle QBM плюс \angle MBC= \angle QCM плюс \angle ABC=60°=\angle MCB.

По­лу­ча­ем: CQ=BM=3; CP=AM=1 как хорды стя­ги­ва­ю­щие рав­ные дуги. Таким об­ра­зом, PQ=CQ минус CP=2.

 

Ответ: б) 2.

 

При­ве­дем дру­гое ре­ше­ние пунк­та а).

Че­ты­рех­уголь­ник ACPM впи­сан в окруж­ность, по­это­му \angle CPM=180 гра­ду­сов минус \angle CAB.

Углы CPM и MPQ смеж­ные, по­это­му \angle MPQ= 180 гра­ду­сов минус \angle CPM=\angle CAB.

Углы MBC и MQC опи­ра­ют­ся на одну и ту же дугу, по­это­му \angle MQP=\angle MQC = \angle MBC=\angle ABC.

Сле­до­ва­тель­но, тре­уголь­ни­ки ABC и MQP по­доб­ны по двум углам, тогда \angle PMQ=\angle ACB = 90 гра­ду­сов.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 514626: 514640 Все

Источники:
Классификатор планиметрии: Ком­би­на­ции фигур, Окруж­ность, опи­сан­ная во­круг че­ты­рех­уголь­ни­ка