Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 514730
i

В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке ABC точки M и N  — се­ре­ди­ны ги­по­те­ну­зы AB и ка­те­та BC со­от­вет­ствен­но. Бис­сек­три­са угла BAC пе­ре­се­ка­ет пря­мую MN в точке L.

а)  До­ка­жи­те, что тре­уголь­ни­ки AML и BLC по­доб­ны.

б)  Най­ди­те от­но­ше­ние пло­ща­дей этих тре­уголь­ни­ков, если  ко­си­нус \angle BAC = дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пря­мая ML па­рал­лель­на пря­мой AC, по­сколь­ку со­дер­жит сред­нюю линию тре­уголь­ни­ка ABC (см. рис.). Сле­до­ва­тель­но,

\angle ALM = \angle LAC = \angle LAM.

Таким об­ра­зом,

LM = AM = BM = CM,

то есть точки A, B, C и L лежат на окруж­но­сти с цен­тром в точке M. По­лу­ча­ем:

\angle LBC = \angle LAC = \angle LAB = \angle LCB,

а зна­чит, тре­уголь­ни­ки AML и BLC по­доб­ны по двум углам.

б)  Углы ALB и ACB опи­ра­ют­ся на одну дугу, зна­чит, \angle ALB = 90 гра­ду­сов. Ко­эф­фи­ци­ент по­до­бия тре­уголь­ни­ков BLC и AML равен

 дробь: чис­ли­тель: LB, зна­ме­на­тель: AM конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2LB, зна­ме­на­тель: AB конец дроби = 2 синус \angle LAB.

По усло­вию

 ко­си­нус \angle BAC = дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби ,

от­ку­да

1 минус 2 синус в квад­ра­те \angle BAL = дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби рав­но­силь­но синус в квад­ра­те \angle BAL = дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби рав­но­силь­но синус \angle BAL = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Зна­чит,  дробь: чис­ли­тель: AM, зна­ме­на­тель: LB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби и пло­ща­ди тре­уголь­ни­ков AML и BLC от­но­сят­ся как  дробь: чис­ли­тель: 25, зна­ме­на­тель: 36 конец дроби .

 

Ответ: б) 25 : 36.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: За­да­ния 16 (С4) ЕГЭ 2016
Методы геометрии: Три­го­но­мет­рия в гео­мет­рии
Классификатор планиметрии: Мно­го­уголь­ни­ки и их свой­ства