Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Дана тра­пе­ция ABCD с ос­но­ва­ни­я­ми BC и AD. Точки M и N яв­ля­ют­ся се­ре­ди­на­ми сто­рон AB и CD со­от­вет­ствен­но. Окруж­ность, про­хо­дя­щая через точки B и С, пе­ре­се­ка­ет от­рез­ки BM и CN в точ­ках P и Q (от­лич­ных от кон­цов от­рез­ков).

а)  До­ка­жи­те, что точки M, N, P и Q лежат на одной окруж­но­сти.

б)  Най­ди­те QN, если от­рез­ки DP и PC пер­пен­ди­ку­ляр­ны, AB  =  21, BC  =  4, CD  =  20, AD  =  17.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  По усло­вию четырёхуголь­ник PBCQ  — впи­сан­ный. Зна­чит,  \angle BCQ плюс \angle BPQ = 180 гра­ду­сов. От­ре­зок MN  — сред­няя линия тра­пе­ции ABCD, она па­рал­лель­на ос­но­ва­нию BC, а тогда  \angle BCQ плюс \angle QNM = 180 гра­ду­сов как од­но­сто­рон­ние углы при пе­ре­се­че­нии па­рал­лель­ных пря­мых се­ку­щей. Сле­до­ва­тель­но,  \angle BPQ = \angle QNM. Для смеж­ных углов спра­вед­ли­во ра­вен­ство  \angle BPQ плюс \angle MPQ = 180 гра­ду­сов, а по­то­му  \angle QNM плюс \angle MPQ = 180 гра­ду­сов. В четырёхуголь­ни­ке MPQN сумма про­ти­во­по­лож­ных углов равна 180°, по­это­му во­круг него можно опи­сать окруж­ность. Тем самым, точки M, N, P и Q лежат на одной окруж­но­сти, что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  Пусть  \angle QNM = \angle QDA = альфа как со­от­вет­ствен­ные углы при пе­ре­се­че­нии па­рал­лель­ных пря­мых се­ку­щей. В пунк­те а) было по­ка­за­но, что  \angle QNM плюс \angle MPQ = 180 гра­ду­сов, это озна­ча­ет, что  \angle QDA плюс \angle MPQ = 180 гра­ду­сов, и, сле­до­ва­тель­но, точки A, D, P и Q также лежат на одной окруж­но­сти.

Впи­сан­ные углы, опи­ра­ю­щи­е­ся на одну и ту же дугу окруж­но­сти, равны. Сле­до­ва­тель­но,  \angle PBQ = \angle PCQ и  \angle PAQ = \angle PDQ. Зна­чит, тре­уголь­ни­ки DPC и AQB по­доб­ны по двум углам. Сле­до­ва­тель­но,  \angle AQB = \angle DPC = 90 гра­ду­сов, по­сколь­ку по усло­вию от­рез­ки DP и PC пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке AQB точка M  — се­ре­ди­на ги­по­те­ну­зы. Сле­до­ва­тель­но,

 MQ = AM = MB = дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 10,5.

С дру­гой сто­ро­ны, сред­няя линия тра­пе­ции

 MN = дробь: чис­ли­тель: AD плюс BC, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4 плюс 17, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 10,5.

Зна­чит, тре­уголь­ник NMQ  — рав­но­бед­рен­ный и в нём  QN = 2 умно­жить на MN умно­жить на ко­си­нус альфа = 21 ко­си­нус альфа . Оста­лось найти ко­си­нус угла CDA. Для этого на от­рез­ке AD от­ме­тим точку E такую, что  AE = BC = 4. Тогда  DE = 13,  CE = 21. Для тре­уголь­ни­ка CDE за­пи­шем тео­ре­му ко­си­ну­сов:

 CE в квад­ра­те = DE в квад­ра­те плюс CD в квад­ра­те минус 2DE умно­жить на CD умно­жить на ко­си­нус альфа ,

от­ку­да вы­ра­зим ко­си­нус угла CDE:

 ко­си­нус альфа = дробь: чис­ли­тель: DE в квад­ра­те плюс CD в квад­ра­те минус CE в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2DE умно­жить на CD конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 13 в квад­ра­те плюс 20 в квад­ра­те минус 21 в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на 13 умно­жить на 20 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 16, зна­ме­на­тель: 65 конец дроби .

Итак,

 QN = 21 ко­си­нус альфа = 21 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 16, зна­ме­на­тель: 65 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 336, зна­ме­на­тель: 65 конец дроби .

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: 336, зна­ме­на­тель: 65 конец дроби .

 

При­ве­дем дру­гое ре­ше­ние пунк­та б).

За­ме­тим, что раз тре­уголь­ник PDC  — пря­мо­уголь­ный, то

 PN = CN = ND = 10,

MN= дробь: чис­ли­тель: 17 плюс 4, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =10,5,

где пря­мая MN  — сред­няя линия тра­пе­ции ABCD. Зная бо­ко­вые сто­ро­ны и ос­но­ва­ния тра­пе­ции, не­труд­но найти ее вы­со­ту из тре­уголь­ни­ка CED со сто­ро­на­ми 21, 20 и 13:  h = дробь: чис­ли­тель: 252, зна­ме­на­тель: 13 конец дроби . От­сю­да най­дем

 синус \angle BAD = дробь: чис­ли­тель: дробь: чис­ли­тель: 252, зна­ме­на­тель: 13 конец дроби , зна­ме­на­тель: 21 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: 13 конец дроби ,

 синус \angle CDA = дробь: чис­ли­тель: дробь: чис­ли­тель: 252, зна­ме­на­тель: 13 конец дроби , зна­ме­на­тель: 20 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 63, зна­ме­на­тель: 65 конец дроби .

Те­перь, так как  \anglePMN = \angleBAD, по тео­ре­ме си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка MPN можем найти ра­ди­ус окруж­но­сти, опи­сан­ной около че­ты­рех­уголь­ни­ка MPQN:

 R = дробь: чис­ли­тель: PN, зна­ме­на­тель: 2 синус \angle PMN конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: 13 конец дроби конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 65, зна­ме­на­тель: 12 конец дроби .

Так как  \angle QNM = \angle CDA, най­дем MQ по тео­ре­ме си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка MQN:

 MQ = 2R синус \angle QNM = 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 65, зна­ме­на­тель: 12 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 63, зна­ме­на­тель: 65 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Таким об­ра­зом, тре­уголь­ник MQN  — рав­но­бед­рен­ный, сле­до­ва­тель­но:

 QN = 2 умно­жить на MN умно­жить на ко­си­нус \angle MNQ = 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 63, зна­ме­на­тель: 65 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =
= 21 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 65 в квад­ра­те минус 63 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 65 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 65 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 умно­жить на 128 конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 21 умно­жить на 16, зна­ме­на­тель: 65 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 336, зна­ме­на­тель: 65 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Тео­ре­ма си­ну­сов
Классификатор планиметрии: Мно­го­уголь­ни­ки и их свой­ства, Окруж­но­сти и четырёхуголь­ни­ки, Окруж­ность, опи­сан­ная во­круг че­ты­рех­уголь­ни­ка