Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Дана пра­виль­ная тре­уголь­ная приз­ма ABCA1B1C1, в ко­то­рой сто­ро­на ос­но­ва­ния AB  =  4, бо­ко­вое ребро AA_1= 2 ко­рень из 7 . Точка Q  — точка пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей грани ABB1А1, точки M, N и K  — се­ре­ди­ны ВС, СC1 и А1C1 cот­вет­ствен­но.

а)  До­ка­жи­те, что точки Q, M, N и K лежат в одной плос­ко­сти.

б)  Най­ди­те пло­щадь се­че­ния QMN.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть точка T  — се­ре­ди­на ребра AB. От­ме­тим сразу, что пря­мые QT и AB пер­пен­ди­ку­ляр­ны, при­чем QT= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AB, TM= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AC. За­ме­тим, что

\overrightarrowKN=\overrightarrowKC_1 плюс \overrightarrowC_1N= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \overrightarrowA_1C_1 плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \overrightarrowC_1C= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \overrightarrowAC плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \overrightarrowA_1A=\overrightarrowTM плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \overrightarrowQT=\overrightarrowQM.

Таким об­ра­зом, пря­мые KN и QM па­рал­лель­ны, а зна­чит, они лежат в одной плос­ко­сти.

б)  По­стро­им се­че­ние QMN. Про­длим KN до пе­ре­се­че­ния с про­дол­же­ни­ем AC в точке P, тогда тре­уголь­ни­ки KC1N и PCN равны по ка­те­ту и остро­му углу, от­ку­да

PC=KC_1= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AC.

Те­перь про­длим от­ре­зок PM до пе­ре­се­че­ния с AB в точке S. По тео­ре­ме Ме­не­лая для тре­уголь­ни­ка ABC и пря­мой SMP по­лу­чим:

 дробь: чис­ли­тель: AS, зна­ме­на­тель: SB конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BM, зна­ме­на­тель: MC конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: CP, зна­ме­на­тель: PA конец дроби =1,

от­ку­да AS : SB  =  3. Далее, про­длим SQ до пе­ре­се­че­ния с A1B1 в точке L. Эта точка сим­мет­рич­на S от­но­си­тель­но Q, по­это­му A1L : LB  =  1 : 3. Пя­ти­уголь­ник LKNMS  — ис­ко­мое се­че­ние. Най­дем его пло­щадь.

Про­длим SL и PK до пе­ре­се­че­ния в точке Z, ле­жа­щей на AA1. Тогда SLKNMS  =  SSZP − SMNP − SLZK. За­ме­тим, что d левая круг­лая скоб­ка S,AC пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка B,AC пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка M,AC пра­вая круг­лая скоб­ка , от­ку­да сле­ду­ет, что SP : MP  =  3 : 2, то есть SM= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби SP. Рас­смот­рим тре­уголь­ни­ки LA1K и SBM  — они равны по двум сто­ро­нам и углу между ними, по­это­му LK= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби SP. Кроме того, LK и SP па­рал­лель­ны как пря­мые, по ко­то­рым плос­кость пе­ре­се­ка­ет па­рал­лель­ные ос­но­ва­ния приз­мы. Тогда тре­уголь­ни­ки ZKL и ZPS по­доб­ны с ко­эф­фи­ци­ен­том 3. Таким об­ра­зом, ZK= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ZP, KN=NP по­то­му ZK  =  KN. Ана­ло­гич­но ZL  =  LQ  =  QS и тре­уголь­ни­ки ZPS и QMS по­доб­ны по трем сто­ро­нам с ко­эф­фи­ци­ен­том 3  — в пунк­те a) уже было до­ка­за­но, что QM  =  KN.

Имеем:

S_SZP минус S_MNP минус S_LZK=S_SZP минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби S_SZP минус дробь: чис­ли­тель: PN, зна­ме­на­тель: PZ конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: PM, зна­ме­на­тель: PS конец дроби S_SZP=S_SZP левая круг­лая скоб­ка 1 минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби S_SZP=6S_QMS.

Най­дем пло­щадь тре­уголь­ни­ка QMS. Вы­чис­лим для этого тре­уголь­ни­ка сто­ро­ны:

QM=KN= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: KC_1 в квад­ра­те плюс C_1N в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: A_1C_1 в квад­ра­те плюс C_1C в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 44 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 11 конец ар­гу­мен­та ,

QS= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: QT в квад­ра­те плюс TS в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AA_1 в квад­ра­те плюс TB в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 32 конец ар­гу­мен­та =2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та ,

SM= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби TC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та 2 умно­жить на 4= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та

От­сю­да видно, что 11=QM в квад­ра­те =QS в квад­ра­те плюс SM в квад­ра­те =3 плюс 8? по­это­му тре­уголь­ник MSQ пря­мо­уголь­ный. Най­дем его пло­щадь:

S_QMS = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та .

Таким об­ра­зом,

S_LKNMS=6 умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та =6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та .

Ответ: б) 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та .

 

При­ме­ча­ние.

Тре­уголь­ник MSQ все­гда пря­мо­уголь­ный, по­сколь­ку пря­мые SM и TB па­рал­лель­ны, а пря­мая TB и плос­кость A1B1BA пер­пен­ди­ку­ляр­ны. По­это­му пря­мые TB и QS пер­пен­ди­ку­ляр­ны, и пря­мые SM и QS тоже пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 549114: 548491 Все

Источники:
Методы геометрии: Ис­поль­зо­ва­ние век­то­ров, Тео­ре­ма Ме­не­лая
Классификатор стереометрии: Пло­щадь се­че­ния, Пра­виль­ная тре­уголь­ная приз­ма, Се­че­ние, про­хо­дя­щее через три точки