Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 562002
i

Ос­но­ва­ние пря­мой тре­уголь­ной приз­мы ABCA1B1C1  — тре­уголь­ник ABC, в ко­то­ром AB  =  AC  =  8, а один из углов равен 60°. На ребре AA1 от­ме­че­на точка P так, что AP : PA1  =  1 : 2. Рас­сто­я­ние между пря­мы­ми AB и B1C1 равно 18 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

а)  До­ка­жи­те, что ос­но­ва­ния высот тре­уголь­ни­ков ABC и PBC, про­ве­ден­ных к сто­ро­не BC, сов­па­да­ют.

б)  Най­ди­те тан­генс угла между плос­ко­стя­ми ABC и CBP.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что так как тре­уголь­ник ABC рав­но­бед­рен­ный, а один из его углов равен 60°, тре­уголь­ник ABC  — рав­но­сто­рон­ний и, зна­чит, приз­ма  — пра­виль­ная. В тре­уголь­ни­ке PBC про­ведём вы­со­ту PH, по тео­ре­ме о трёх пер­пен­ди­ку­ля­рах её про­ек­ция AH будет яв­лять­ся вы­со­той тре­уголь­ни­ка ABC. Таким об­ра­зом, ос­но­ва­ния высот тре­уголь­ни­ков ABC и PBC, про­ве­ден­ных к сто­ро­не BC, сов­па­да­ют.

б)  Пря­мые AB и B1C1 скре­щи­ва­ю­щи­е­ся и лежат в па­рал­лель­ных плос­ко­стях ABC и A1B1C1. Сле­до­ва­тель­но, рас­сто­я­ние между ними равно рас­сто­я­нию между этими плос­ко­стя­ми, то есть бо­ко­во­му ребру приз­мы. Тогда: AA_1=18 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , AP= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби AA_1=6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , AH= дробь: чис­ли­тель: AB ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та . По до­ка­зан­но­му в п. а) угол PHA яв­ля­ет­ся ли­ней­ным углом угла между плос­ко­стя­ми ABC и CBP. Сле­до­ва­тель­но,  тан­генс \angle PHA= дробь: чис­ли­тель: AP, зна­ме­на­тель: AH конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 350
Методы геометрии: Тео­ре­ма о трёх пер­пен­ди­ку­ля­рах
Классификатор стереометрии: Дву­гран­ный угол, ли­ней­ный угол дву­гран­но­го угла, Де­ле­ние от­рез­ка, Пря­мая тре­уголь­ная приз­ма, Угол между плос­ко­стя­ми