Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 650571
i

Вла­де­ли­ца су­пер­мар­ке­та «Но­во­год­нее сча­стье от Алев­ти­ны» ор­га­ни­зо­ва­ла рас­про­да­жу но­во­год­них су­ве­ни­ров. В те­че­ние дня по­ку­па­те­ли при­хо­ди­ли к кас­си­ру, чтобы рас­пла­тить­ся (сумма лю­бо­го пла­те­жа  — чет­ное число руб­лей). Каж­дый про­тя­ги­вал ку­пю­ру 5000 руб­лей, а кас­сир вы­да­вал сдачу, имея толь­ко 300 монет по 10 руб­лей и 500 монет по 2 рубля. По ито­гам дня все мо­не­ты ока­за­лись по­тра­чен­ны­ми на сдачи.

а)  Могло ли за день быть 250 по­ку­па­те­лей, если все они по­лу­чи­ли рав­ную сдачу?

б)  Каким могло быть наи­боль­шее число по­ку­па­те­лей, если каж­дый по­лу­чил оди­на­ко­вую сдачу?

в)  Для ка­ко­го наи­боль­ше­го числа по­ку­па­те­лей кас­сир мог вы­дать на сдачу все мо­не­ты при любом рас­пре­де­ле­нии сдач, не про­ти­во­ре­ча­щим усло­вию?

ИЛИ

Трёхзнач­ное число А имеет k на­ту­раль­ных де­ли­те­лей (в том числе 1 и А).

а)  Может ли k быть равно 7?

б)  Может ли k быть равно 25?

в)  Най­ди­те наи­боль­шее зна­че­ние k.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Общая сумма сдач со­ста­ви­ла 300 умно­жить на 10 плюс 500 умно­жить на 2 = 4000 руб.

а)  Каж­дый дол­жен был по­лу­чить 4000 : 250 = 16 руб. сдачи. Зна­чит, каж­дый мог по­лу­чить не более одной де­ся­ти­руб­ле­вой мо­не­ты. По­это­му раз­дать все 300 монет не по­лу­чи­лось бы.

б)  Ясно, что каж­дая сдача была не мень­ше 10 руб., иначе де­сят­ки во­об­ще не по­лу­чи­лось бы раз­дать. Зна­чит, по­ку­па­те­лей было не более 4000 : 10 = 400 че­ло­век. Такая си­ту­а­ция воз­мож­на, если три­ста по­лу­чи­ли сдачу по де­сят­ке, а осталь­ные сто  — по пять дву­шек.

в)  Будем вы­да­вать каж­до­му по­ку­па­те­лю сдачу де­сят­ка­ми, пока можем. Если де­сят­ки кон­чат­ся или ве­ли­чи­на сдачи мень­ше де­ся­ти руб­лей  — вы­да­дим ее двуш­ка­ми. По­сколь­ку все сдачи четны, в слу­чае окон­ча­ния де­ся­ток вы­дать все остав­ши­е­ся сдачи будет можно. Если же де­сят­ки не кон­чат­ся, каж­дый по­лу­чит не более 4 дву­шек. Зна­чит, удаст­ся обес­пе­чить не менее 125 че­ло­век. Более того, если их 126, можно про­сто от­дать по­след­не­му все остав­ши­е­ся в кассе день­ги.

Если же их 127 или боль­ше, то рас­смот­рим ва­ри­ант, когда 126 из них долж­ны по­лу­чить по 8 руб. (то есть по че­ты­ре двуш­ки), один  — все осталь­ные день­ги, а осталь­ные  — ни­че­го. На это по­на­до­бит­ся 126 умно­жить на 4 = 504 боль­ше 500 дву­шек, ко­то­рых не хва­та­ет.

 

Ответ: а)  нет; б)  400; в)  126.

ИЛИ

Как из­вест­но, ко­ли­че­ство де­ли­те­лей числа, раз­ло­жен­но­го на про­стые мно­жи­те­ли p_1 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка k_1 пра­вая круг­лая скоб­ка p_2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка k_2 пра­вая круг­лая скоб­ка \ldots p_n в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка k_n пра­вая круг­лая скоб­ка равно  левая круг­лая скоб­ка k_1 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка k_2 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка \ldots левая круг­лая скоб­ка k_n плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

а)  Да. Можно взять число 3 в сте­пе­ни 6 = 729, оно имеет 6 плюс 1 = 7 де­ли­те­лей.

б)  Оче­вид­но, что если

 левая круг­лая скоб­ка k_1 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка k_2 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка \ldots левая круг­лая скоб­ка k_n плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка = 25,

то либо n  =  1 и k1  =  24, либо n  =  2 и k_1 = k_2 = 4. Ми­ни­маль­ны­ми чис­ла­ми с та­ки­ми раз­ло­же­ни­я­ми будут 224 и 2 в сте­пе­ни 4 умно­жить на 3 в сте­пе­ни 4 , но оба этих числа боль­ше 1000.

в)  Раз­ре­шим даже числу быть одно- или дву­знач­ным. Рас­смот­рим раз­ло­же­ние числа на про­стые мно­жи­те­ли. Если в нем нет мно­жи­те­ля 2, за­ме­ним один из про­стых мно­жи­те­лей на 2  — число умень­шит­ся, а ко­ли­че­ство де­ли­те­лей не из­ме­нит­ся. По­это­му можно счи­тать, что один его про­стых мно­жи­те­лей это 2. Если у числа есть еще про­стые мно­жи­те­ли, то точно так же можно счи­тать один из них трой­кой и так далее. Итак, в раз­ло­же­ние вхо­дят толь­ко пер­вые про­стые числа, при­чем не более че­ты­рех, по­сколь­ку

2 умно­жить на 3 умно­жить на 5 умно­жить на 7 умно­жить на 11 боль­ше 1000.

Кроме того можно счи­тать, что по­ка­за­тель сте­пе­ни самый боль­шой у двой­ки, сле­ду­ю­щий у трой­ки и так далее (иначе по­ме­ня­ем по­ка­за­те­ли ме­ста­ми, умень­шив число). Те­перь раз­бе­рем слу­чаи.

1.  Если со­мно­жи­те­лей че­ты­ре, то число крат­но 210. Имеет смысл рас­смат­ри­вать толь­ко 2 в кубе умно­жить на 3 умно­жить на 5 умно­жить на 7 = 840, оно имеет 32 де­ли­те­ля.

2.  Если со­мно­жи­те­лей три, то число крат­но 30. Если при этом число крат­но 52, то крат­но и 32, и 22, по­это­му крат­но 900 = 2 в квад­ра­те умно­жить на 3 в квад­ра­те умно­жить на 5 в квад­ра­те . Зна­чит, оно равно 900 и имеет 27 де­ли­те­лей. Если же число крат­но пяти лишь в пер­вой сте­пе­ни, рас­смот­рим по­ка­за­тель трой­ки в его раз­ло­же­нии.

Для чисел вида 2 в сте­пе­ни k умно­жить на 5 можно взять k  =  7 и по­лу­чить 16 де­ли­те­лей.

Для чисел вида 2 в сте­пе­ни k умно­жить на 3 умно­жить на 5 можно взять k  =  6 и по­лу­чить 28 де­ли­те­лей.

Для чисел вида 2 в сте­пе­ни k умно­жить на 3 в квад­ра­те умно­жить на 5 можно взять k  =  4 и по­лу­чить 30 де­ли­те­лей.

Для чисел вида 2 в сте­пе­ни k умно­жить на 3 в кубе умно­жить на 5 нель­зя взять даже k  =  3, число по­лу­чит­ся че­ты­рех­знач­ным.

3.  Если со­мно­жи­те­лей в раз­ло­же­нии два, то де­ли­те­ли числа имеют вид 2 в сте­пе­ни a умно­жить на 3 в сте­пе­ни b . Все де­ли­те­ли раз­би­ва­ют­ся на пары, да­ю­щие в про­из­ве­де­нии ис­ход­ное число, при­чем в каж­дой паре есть число, не пре­вос­хо­дя­щее 31, по­сколь­ку 32 в квад­ра­те боль­ше 1000. Среди чисел от 1 до 31 нуж­ные раз­ло­же­ния на мно­жи­те­ли имеют толь­ко 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 16, 18, 24, 27, что дает не более 12 пар де­ли­те­лей и не более чем 24 де­ли­те­ля.

 

Ответ: а)  да; б)  нет; в)  32.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а), б) и в).4
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).3
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а) и б)

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в)

2
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 448